ПАСЧ №5 Минского РОЧС, служба спасения
Адрес: Беларусь, Минская область, Минский район, Щомыслицкий сельский совет, Озерцо
Тел. +375 17 507-69-56, +375 17 507- 63- 58
Рекомендуемый возраст ребенка : 4-7 лет
Расскажите ребенку о профессии спасателя.
Профессия спасатель- это не простая, но очень нужная профессия. Спасатель- это тот, кто приходит на помощь одним из первых. Спасатель- это умный, смелый, мужественный, сильный и трудолюбивый человек. В любое время суток, в любые погодные условия спасатели работают. Ни дождь, ни снег, ни ветер не пугают таких сильных людей, как спасатели.
Поэтому так важно познакомить детей с профессией спасателя, а для этого можно посетить станцию, где ребенок сможет узнать об этой профессии из не только рассказа взрослого, но и посмотреть своими глазами на тех самых спасателей.
Уточните, знает ли ваш ребенок номер телефона, по которому нужно звонить, когда случилась чрезвычайная ситуация (пожар, задымление…) – 101
Спросите у ребенка, знает ли он, что такое пожарная часть и что в ней находится.
Обратите внимание ребенка, что в пожарной части находится диспетчерский центр.
В диспетчерском центре находится пульт сигнализации и работают опытные специалисты и диспетчеры. На пульте сигнализации есть много разных кнопок, телефонов, лампочек и микрофонов. На этот пульт поступают тревожные сигналы. Диспетчер принимает их и сообщает по микрофону дежурному караулу, находящемуся у своих машин. Затем включает сигнал тревоги, и уже через полминуты машины мчатся по городу на помощь людям, попавшим в беду.
Расскажите ребенку о профессии спасателя.
С давних времен человек научился добывать огонь, с помощью которого можно приготовить пищу, обогреть свое жилье. Но огонь не только приносит пользу людям, он может нанести вред. Иногда из маленького огонька вырастает большое пламя, с таким огнем нужно бороться. Есть люди, чья профессия – побеждать огонь, спасать людей и их жилье от огня. Как же называют людей этой профессии? (Спасатели)
Боевая работа спасателей – это нелегкий труд. Во время дежурства (день и ночь) им приходится быть в постоянном ожидании сигнала тревоги. И когда такой сигнал поступает, спасатели быстро надевают боевую одежду и занимают свои места в машинах, на которых выезжают по указанному адресу на помощь людям.
Обратите внимание ребенка на одежду спасателей.
Спасатели носят специальную одежду, которая называется боевой. Она служит для защиты от воды, огня, высокой температуры, травм. К боевой одежде относятся куртка, брюки, рукавицы, каска. Костюмы изготавливаются из специальной ткани, очень прочной, не пропускающей воду и выдерживающей высокую температуру.
Обратите внимание ребенка на то, что у спасателей несколько костюмов. Расскажите про костюм спасателя, который он одевает во время тушения пожара.
Каска у спасателей также сделана из прочного материала и защищает от различных травм головы в процессе работы. Она включает в себя забрало, которое изготавливается из прочного стекла (защищает лицо), пелерину (защищает шею), ремешок (предназначен, чтобы каска не спадала).
Спасательный пояс очень крепкий и выдерживает груз до 350 кг.
Спросите у ребенка, сколько секунд нужно спасателю, чтобы надеть боевую одежду? (Всего 16 секунд)
Расскажите ребенку о специально оснащенных машинах.
Самая интересная и важная комната – гараж.
В их распоряжении всегда имеются специально оснащенные машины ярко-красного цвета со складной лестницей на крыше. Когда они мчатся по улицам, то все другие машины, услышав звук сирены, уступают им дорогу. Машин всегда много. У спасателей есть автомобиль быстрого реагирования, на нем очень много разных инструментов для работы, а также автоцистерна, в которой спасатели доставляют воду к месту тушения пожара.
В пожарном аварийно-спасательном автомобиле есть лестница, насос, рукава, радиостанция для связи со штабом по тушению пожара и другими машинами. А еще установлены сигнальные огни (маячки) и звуковой сигнал (серена). Сигнальные огни и звуковой сигнал предупреждают водителей других машин и пешеходов о том, что автомобиль едет на пожар, напоминают о том, что все остальные участники дорожного движения должны уступить дорогу. В специальных отсеках машины есть пожарные рукава со стволами, по которым от автомобиля к месту пожара подается вода. Чтобы по этим рукавам шла вода, водитель машины включает насос.
Если пожар происходит в высотном доме, спасатели используют лестницу. Поинтересуйтесь у ребенка, для чего пожарным нужна лестница? (По лестнице спасатели поднимаются на верхние этажи).Длина лестницы более 30 метров, выше 9-ти этажного дома.
Спросите, как спасатели тушат бушующее пламя? (Заливают водой из специального шланга, который называется рукавом.)
Воду в шланги спасатели привозят в пожарной машине. Это в том случае, если пожар в доме или в сарае.
А если горит машина, тогда спасатели применяют пену. Ею также тушат горящий бензин.
Познакомьте ребенка с противопожарным инвентарем.
Пожарный инвентарь размещается на пожарном щите. Как думаешь, почему щит красного цвета? (Чтобы легко было найти.) На щите размещаются топор, ведро, лопата, лом, багор, огнетушитель.
Поинтересуйтесь у ребенка, для чего нужен огнетушитель? (Для того, чтобы тушить пожар.) Огнетушитель нужно поднести к очагу горения, сорвать пломбу, удалить чеку, направить раструб (шланг с распылителем) на огонь и нажать ручку.
В ведре носят воду для тушения возникшего огня, с помощью топора можно отрубить часть охваченной пламенем веревки, а с помощью лопаты засыпать огонь песком или землей. Багор очень нужен при пожаре. С его помощью из помещения вытаскивают предметы, разбирают горящие деревянные стены. Ручка его длинная, и поэтому огонь не может коснуться того, кто его держит. Огонь можно погасить с не только водой, но и песком, который хранится в ящике.
Обратите внимание ребенка, что в части есть комната отдыха и физической подготовки. Здесь находится караул в ожидании сигнала тревоги.
Вспомните с ребенком, что тушат водой, а что песком. (Водой тушат горящие предметы, вещи, игрушки, песком- горящие легковоспламеняющиеся вещества).
Спросите у ребенка:
- Почему спасатели надевают на пожар специальную одежду?
- Для чего нужна сирена в аварийно-спасательном автомобиле?
- По какому номеру нужно вызывать спасателей, если случился пожар?
Во время маршрута можно поиграть с ребенком в игры.
Игра «Доскажи словечко». Вы читаете стихотворение, а ребенок говорит окончание фразы в нем.
Ход игры:
Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет,
Злой, безжалостный…(пожар).
Раз, два, три, четыре,
У кого пожар в…(квартире)?
Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил…(утюг)?
Красный отблеск побежал,
Кто со спичками…(играл)?
Стол и шкаф сгорели разом,
Кто белье сушил над…(газом)?
Пламя прыгнуло в траву,
Кто у дома жег…(листву)?
Дым увидел- не зевай,
И пожарных …(вызывай)!
Помни, каждый гражданин,
Что их номер…(101).
Игра «Хорошо-плохо».
Взрослый называет хорошие и плохие действия с огнем, а ребенок показывает своей мимикой хорошо это или плохо(печальное лицо или веселое).
Ход игры:
Хорошо |
Плохо |
На огне готовят еду; Огнем можно согреться; Огнем можно осветить дорогу, помещение; У костра можно петь песни, разговаривать отдыхать; Огонь- символ соревнований; |
Огонь может вызвать пожар; Огонь уничтожает лес, дома, животных, могут погибнут люди; |
По дороге домой вместе с ребенком можно сочинить сказку.
Предложите вашему ребенку придумать название сказки. Вы начнете рассказ, а ребенок дополнит его. Например:
Сказка «Однажды в лесу»
В одном лесу жили-были…(лисички-сестрички). Лисички были озорные, веселые и очень любили, чтобы к ним приходили гости. А кто приходит в гости к лисичкам?(Зайчики, ежики, медвежата…)
Однажды собрались звери у лисичек в гостях и стали играть. Во что играли зверушки?(В прятки, в догонялки…) Только ежик Тошка сидел в уголочке совсем один, потому что он был самым маленьким и с ним никто не хотел играть. Вдруг на одной полочке он увидел красивую шкатулку. Ежик взял коробок спичек и стал вертеть его в лапках. «Наверное, ничего страшного не произойдет, если я поиграю с ними»,-подумал Тошка. Ежик чиркнул спичкой и стал наблюдать за маленьким огоньком. Что же могло произойти дальше?(Он уронил спичку и в домике у лисичек начался пожар) .
Ежик испугался и спрятался под кроватью. «Пожар! Горим!»- закричали зверушки и выбежали из дома на лесную полянку. Что нужно делать, если такое произошло?(Вызвать спасателей по номеру 101) Зайчата не растерялись и позвонили спасателям: «Приезжайте поскорей. Горит домик у лисят, улица Лесная, дом 1». И команда смелых спасателей-бобров помчалась по лесной дороге на пожар. Они потушили пожар и спасли маленького ежика Тошку.
После того как вы с ребенком окажетесь дома можно предложить ему сделать совместную работу. Например газету «Огонь – опасная игра».
Или предложите ребенку нарисовать спасателя. Человека нарисуйте вы, а ребенок должен будет придумать спасателю спец. одежду. Или придумайте сюжет , а ребенок ее нарисует с вашей помощью.
Также можно посмотреть мультсериал МЧС «Волшебная книга»» перейдя по ссылке.
https://www.youtube.com/playlist?list=PL6UfMc07JDjYGdh8ltwb_Is6BkMsKXyFd
После просмотра задайте ребенку несколько вопросов.
1. Тебе понравился мультфильм? Что нового ты узнал?
2. А кто из героев мультфильма тебе понравился? Почему?
3. Кто из героев нарушает правила безопасности? Что с ним произошло?
4. А кто из героев ведет себя правильно? Кто им помогает в этом?
5. Почему нельзя нарушать правила безопасности?
6. Что нужно знать, чтобы не попасть как волк в опасную ситуацию?
7. А как бы поступил в такой ситуации ты?
Релаксационные упражнения на свежем воздухе
Цель: развитие способности осознавать и выражать свои чувства, желания, привести тело к равновесию и гармонии, успокоиться.
Упражнение №1 «Воздушные шарики»
Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик . Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.
Упражнение №2 «Облака»
Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако . Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.
Упражнение №3 «Спящий котёнок»
Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают(садятся на корточки) У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).
Упражнение №4 «Шишки»
Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза)
Упражнение №5 «Холодно – жарко»
Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза).
Упражнение №6 «Улыбка»
Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).
Упражнение №7 «Бабочка»
Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).