Художественная выразительность детского рисунка и его диагностика.
Стадии развития детского рисунка
Первые детские рисунки называют по-разному: и «марания», «каляки», и «каракули». В. Штерн (1915) соотносит их с детским лепетом, подчеркивая тот факт, что и лепет, и каляки – начало нового этапа освоения мира.
Первый этап – этап каракуль, или кинестетический рисунок, когда ребенок запечатлевает собственное движение по бумаге. Малыш, беря в руку карандаш, не стремится нарисовать что-то, он просто пробует свою руку и восхищается любым полученным результатом. Случайно возникающие формы становятся материалом для игры, причем удовольствие ребенок получает от простой активности на бумаге, от пятен краски, от того, как они сменяют друг друга. Он использует наиболее привычные движения: черкания и круговые движения.
Каракули представляют собой графические следы, которые оставляет палец, карандаш, фломастер или любой другой предмет, способный проводить след, на поверхности листа, бумаги, стола, стены, обоев и т. д. Это могут быть точки, пятна, линии. Нормально развивающийся ребенок начинает их рисовать в возрасте около одного года. Постепенно в этом процессе происходит координация ощущений в зрительной и двигательной сфере, что приводит ко всем более изощренным линиям, усилению нажима на лист и тому, что зрение успевает следить за движением руки. Ребенок осознает, что может оставлять видимые следы в этом мире (Осорина, 2004).
Следующая ступень в освоении пространства листа – ощущение края. Оно возникает на рубеже первого и второго годов жизни. Если в первых рисунках ребенок легко заходил за края рисунка, не замечая этого, упоенный самой возможностью реализоваться в зафиксированном движении, то теперь он уже видит границу рисунка, и рука четко останавливается у края или линии загибаются в области угла.
Постепенно ребенок выделяет необходимые и достаточные признаки, характеризующие различные объекты. Это сложнейшая задача – нарисовать собаку так, чтобы ее никто не спутал с человеком. Ребенок должен знать, сколько конечностей у того и другого, каковы их типичные позы и т. д. Таким образом, рисование само по себе активирует процесс познания, умение видеть и понимать, соотносить и размышлять.
Таким образом, развитие художественного мастерства ребенка идет в нескольких направлениях. Из спонтанной активности на бумаге оно переходит к связыванию изображенного с теми или иными образами, и, наконец, малыш сначала предсказывает будущий образ, а затем реализует его на бумаге.
К пяти годам у нормально развивающегося ребенка складывается индивидуальная символическая система, позволяющая ему использовать пространственные и цветовые коды для передачи информации при помощи рисунка.
Следующим этапом развития детского творчества будет рисование человека. Стадии:
1) самые ранние попытки, при которых изображение не узнается;
2) стадия «головастиков», на которой человек состоит из головы и ног,
3) переходная фаза, в которой головастик приобретает туловище и дополнительные части тела;
4) полное изображение лица человека с постепенным добавлением частей тела;
5) переходная стадия, на которой появляется профиль, но эти попытки приводят к смешанному профилю, в котором у человека представлено 2 глаза и 2 носа, а все тело нарисовано фронтально;
6) правильная профильная ориентация, начало изображения движения.
Третьим этапом в развитии рисунка ребенка можно считать структурирование пространства. В первых рисунках, соответствующих этапу каракуль, предметы нарисованы в любой последовательности, без ориентации в пространстве. Структура изображения ограничена только рамками листа, который часто и определяет взаимосвязи объектов, их протяженность и форму. Но уже на ранних стадиях творчества в рисунке формируется определенный внутренний порядок и возникает зрительная согласованность в организации объектов, например, во всем человеке или в фигуре головонога. Хотя фигуры, с точки зрения взрослого, кажутся плывущими в пространстве, вне гравитации, разные части рисунка хорошо согласуются, например, части лица помещены близко друг к другу, а вагоны паровоза строго следуют (правда, вне дороги) друг за другом.
Уже в возрасте 4-5 лет может возникать прием, характерный для древнеегипетских рисунков – фризовая (ленточная) композиция. В ней земля изображается в виде опорной линии, а фигуры людей и животных располагаются на ней. Пространство для неба остается незаполненным. Иногда небо представлено линией или облаком. Если в одном фризе сюжет не укладывается, возникает второй, даже третий ярус. Фризовая композиция является первой попыткой ребенка построить систему пространственных координат, которая организует картину мира, создаваемого им на листе бумаги. Таким образом, примерно в пять лет к ребенку приходит осознание сложных пространственных отношений в мире вещей.
Цвет в рисунке ребенка
В освоении ребенком цвета есть те же закономерности, что и при освоении формы. При первой встрече с цветом он не соотносит цвет изображения с цветом реального объекта. Поэтомy в самом раннем возрасте ребенок выбирает полюбившийся цвет и рисует им всю картину. Затем он узнает, что каждый предмет имеет свой цвет. Ребенок весьма быстро осваивает значение цветов и использует их как штамп (небо – синее, солнце – желтое), вовсе не пытаясь соотнести цвет с реальностью. Он лишь ориентируется на слово, которым обозначается цвет карандаша, хотя возможно ошибочное соединение слова и реального цвета. Именно в освоении цвета особенно очевиден факт, что малыш рисует не объективную реальность, а имеющееся у него знание. И пока у него небольшой набор слов для обозначения цвета, примитивной будет и цветовая гамма рисунка. Но знакомство с оттенками и освоение процесса смешивания красок может значительно продвинуть ребенка на пути познания мира и повысить качество его рисунка.