Маршрут выходного дня: «Ферма»
Объект маршрута находится на территории Щомыслицкого сельисполкома в д. Городище. Выезд на автомобиле.
Участники маршрута – родители и дети.
Разработали воспитатели : Шманатова И.В.
Махахей Л.С.
Содержание маршрута:
Понаблюдать с ребенком из окна автомобиля по дороге к ферме за засеянными полями. Объяснить ребенку о необходимости обрабатывать землю, удобрять. Рассказать, какие растения выращивают в АГ «Озерцо» (кукурузу, пшеницу, овес, рожь, ячмень).
Сделать остановку около поля. Рассказать, как заготавливают корма для животных на зиму. Вначале вспахивают осенью землю. К трактору крепят плуг для обработки земли. Ее нужно взрыхлить и разровнять, после чего посеять семена зерновых культур с помощью сеялки. Далее идет полив. Для хорошего роста зерновых культур , особенно кукурузе, необходимо большое количество воды. Для полива используется автоматическое устройство, которое ездит по полю, равномерно его орошая. В конце лета злаковые культуры созревают и становятся золотистого цвета, значит, настало время жатвы, и на поле выезжают зерноуборочные комбайны. После сбора зерновых культур начинают заготавливать силос – корм для животных. Силосоуборочный комбайн срезает оставшиеся стебли, измельчает их и ссыпает или в машину, или в облицованные траншеи.
Вопросы ребенку во время остановки на поле:
- Кто пашет поле?
- Почему много птиц на поле?
- Как ты думаешь, что здесь растет?
- Есть ли в почве влага?( потрогать почву руками)
- Нужен ли дождь?
- Почему засеянное поле темное?
Можно с ребенком выучить потешку:
- Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи –
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
Следующая остановка недалеко от фермы - « Зеленый луг».
Рассказать ребенку, что зеленый луг, огрожденный проволокой – это пастбище для коров в весенне- осенний период года. Проволока натянута для того, чтобы коровы не выходили за территорию луга. И называется эта проволока – элоктропастух. Коров выгоняют на луг, чтобы пощипали свежую траву и полевые цветы. Коровы проводят на пастбище весь день. Чтобы молоко было вкусным, буренки едят много травы и пьют много воды. Поэтому на пастбище видны большие емкости с водой.
Рассмотреть с ребенком коров, которые пасутся на пастбище.
Рога – длинные, острые, в отличие от некоторых других животных корова их не сбрасывает.
Уши – большие, это очень удобно, потому что можно отмахиваться ими от мух.
Глаза – круглые и защищены пушистыми ресницами.
Морда – всегда теплая и влажная. Корова дышит и фыркает своими большими ноздрями.
Шкура – очень мягкая. Есть коровы с бурой шкурой, с белой, черной, а также пятнистой.
Хвост – длинный и заканчивается кисточкой. Корова им постоянно обмахивается, чтобы отгонять мух и насекомых.
Вымя – у коровы четыре сосца, полных молока. Доярка доит корову дважды в день, чтобы получить вкусное молоко.
Копыта – крепкие и служат для защиты ног. Они что- то вроде прочной обуви.
Недалеко от пастбища видна ферма. Это одноэтажное строение для пребывания коров в зимний период года, для ночлега и дойки. В здание фермы экскурсия запрещена.
Вопросы ребенку около пастбища:
- Кто это? Живое существо или нет?
- Внешний вид:
А) цвет;
Б) величина;
В) какое на ощупь( гладкое, пушистое, колючее);
- Части тела: названия, внешний вид, назначение;
- Чем питается? ( трава, сено, сенаж, мука, солома, комбикорм, вода);
- Где живет?
- Как называется детеныш? (теленок);
- Семья (бык, корова, теленок);
- Как подает голос? (му-му);
- Какую пользу приносит человеку? (дает молоко, молочные продукты: творог, сметана, кефир и т. д.);
- Кто ухаживает за животным? ( название профессии – животновод: телятница, пастух, доярка – оператор машинного доения, ветеринар лечит);
- В каком уходе нуждаются?
- какие инструменты и оборудования нужны для работы (пастуху – кнут, электропастух; доярка – аппарат машинного доения, ведро и т.д.);
С ребенком можно поиграть во время экскурсии:
Задание: « Придумай кличку животному» ( У коровы белый лоб или пятнышко на лбу – «Зорька»; Черная вся- «Чернушка»; Вся в пятнышках – «Ряба» и т.д.);
Решение проблемной ситуации: «Чем отличается больное животное от здорового?»
Игры: «Угадай по описанию», «Хорошо – плохо», «Кто чем питается», «Заготавливаем корм для животных».
Психогимнастический этюд « Доброе животное».
Подвижные игры: « По ровненькой дорожке», «Догонялки».
Пальчиковые игры: «Ходит- бродит по лужку» («шагают» двумя пальцами по дорожке), «Рыжая корова» ( делают «рога» и качают головой, даст она нам к вечеру молока парного – сжимают и разжимают пальцы )
Ситуация:
Потому что……
- Домашних животных не оставляют без присмотра, потому что…….(разбредутся и могут заблудится, причинить вред себе и окружающим, погибнуть)
- Зимой домашних животных не оставляют на улице, потому что ……..( они могут замерзнуть и погибнуть);
- Нельзя близко подходить к детенышам животных, если рядом их мамы, потому что……( забодают);
- Нужно летом заготавливать корм для животных, потому что…..( зимой негде его взять, а хорошо накормленное животное быстрее растет, корова больше дает молока);
Рекомендуемые произведения худ. литературы:
Бел. нар. песенка « Бычок»
Ой, бычок мой, бысенька,
Залатая лысiнка,
Бадучыя рогi,
Тупучыя ногi.
Ты пацiхеньку хадзi,
I дзiцятка не будзi.
А. Барто: « Бычок», « Игра в стадо».
Рус.нар. потешка «Ранним-рано поутру»
Ранним-рано поутру
Пастушок ту-ру-ру-ру!
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!»
Ты, коровушка, ступай
В чисто поле погуляй.
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молочком.
Рус.нар, сказки:
« Бычок – смоляной бочок», « Бычок – черный бочок, белые копытца», «Хаврошечка»
Е. Чарушин «Корова».
В. Берестов « Маленький бычок».
Лiчылка:
Пятро, Пятро,
Падай вядро.
Карове пiць –
Табе вадзiць.
Стихотворение Л. Парамонова «Домашние животные».
Загадки.
После прогулки с ребенком можно:
провести беседу: « Где мы были и что видели? Что мне больше всего запомнилось и понравилось в поездке». (систематизировать знание ребенка, полученные за день, активизировать память);
Прослушать муз. произведение: «На лугу пасутся ко…..»,
Поиграть в сюж. рол. игру: « Ферма».
Предложить ребенку сконструировать из строительного набора : «Коровник», « Загон для жывотных».
Лепка из пластилина: «Любимое животное», «Рогатое животное».
Конструирование из природного материала, из бросового материала ( плас. бутылки, деревянные чурки – бычок, корова).
Аппликация из бумаги: «Пастбище», «Корова на лугу» из сухих растений и листьев .
Рисование : « На пастбище», «Дорисуй недостающие детали»,
книжки-раскраски.
Можно рисовать мелом на асфальте на свободную тему. В деревне у бабушки помочь заготавливать корм животным.