Рекомендуемый возраст: 5-6 лет.
Подготовили воспитатели:
Валькович С.В.
Бакиновская Ю.В.
Мы приглашаем вас на луг, который находится в д. Городище.
Доехать можно:
- на любом пригородном автобусе или на маршрутном такси 1277, которые отправляются с ост. «Богатырёво» или «Строителей» до ост «Городище 1»;
- на машине.
Оказавшись на лугу:
- Что мы можем на нем увидеть?
Мягкие, душистые, бархатные травы, усыпанные переливающимися каплями росы, белые, розовые, красные, голубые цветы.
- Что мы можем услышать на лугу?
Тонкий звон множества насекомых — стрекотание кузнечиков, ровное жужжание пчел, низкое гудение шмелей. А воздух! Какой упоительный воздух, сладко пахнущий медом! Ну, скажите, разве это не праздник?
Давайте побродим по лугу и внимательно все рассмотрим: травы, цветы, жучков и паучков.
- Какие цветочки украшают луга?
Ярко-желтые лютики, белые соцветья тысячелистника, розовые круглые головки клевера, красные звездочки полевой гвоздики.
Очень красивы среди изумрудно-зеленой травы крупные золотые головки одуванчиков. Они раскрываются рано утром, сразу вслед за солнышком, часов в шесть утра, а часам к трем дня плотно закрываются. По ним можно определять время и даже предсказывать погоду: если день будет пасмурным и дождливым, соцветия одуванчиков не раскроются!
- Где же чаще всего располагаются луга?
Верно! Недалеко от озера, реки. Когда талые вешние воды заливают луг, а потом сходят, почва остается влажной и мягкой. На ней разрастаются пышные высокие густые травы. Здесь им хватает влаги и солнечного света. Такие луга, заливаемые весенней водой, называются заливными. Но встречаются и другие луга — суходольные. Они находятся далеко от рек и озер, почва там суше и луговая растительность не такая пышная, но также любит яркий солнечный свет.
- Назовите насекомых, которых можно встретить на лугу.
Пчелы и шмели собирают с цветов ароматный медовый нектар и перелетают с цветка на цветок, опыляя их.
Летают по лугу, будто танцуют, пестрые бабочки — желтые лимонницы, маленькие голубянки, капустницы, перламутровки. Порхают быстрые стрекозы. Их здесь несколько видов: и стрекоза-стрела, и стрекоза- голубое коромысло, и стрекоза-красотка.
Но, ПОМНИТЕ!!! В траве могут притаиться опасные клещи, поэтому после прогулки ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно осмотреть друг друга.
Придя на луг, понаблюдайте с ребёнком за цветами, которые на нём растут. Обратите внимание на то, что помимо обычных цветов, на лугу можно встретить ещё и лекарственные растения. (Используйте для этого стихи, загадки). Расскажите о насекомых, которых можно встретить на лугу.
Спросите у ребёнка, каких насекомых вы встретили на лугу во время прогулки, какие звуки они издают. Поиграйте с ним в игры «Как жужжит пчела, комар и т.д.», Пластический этюд «Цветок», Дидактическая игра «Расскажи о себе», «Садовник», Игра с мячом «Я знаю пять цветов».
После прогулки, можете предложить своему ребёнку нарисовать то, что он видел на лугу, сделать аппликацию. Сделать вместе с ребёнком коллаж, поделку из природного материала, гербарий.
В помощь родителям
Загадки
Был он желтеньким цветком - Белым стал, как снежный ком.
Дунут девочка и мальчик Облетает... (одуванчик)
Вырос во поле цветочек:
Сверху — синий огонечек,
Снизу — тонкий стебелек.
Что за цветик? (Василек)
Цветики — корзинкой
С желтой серединкой,
Белая рубашка.
Хороша... (ромашка
Выросли звоночки в ряд,
Жалко только — не звенят.
Синие бутончики —
Это... (колокольчики)
Расправит свой ажурный листик
Король всех трав (тысячелистник).
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (подорожник).
И жучок я, и коровка,
В черных усиках головка.
Я нарядней многих мошек.
Крылья красные, в горошек. (Божья коровка)
Вертолетик голубой,
Очень-очень мил,
Над зеленою травой
Крылья распрямил.
(Стрекоза)
Я зеленая, как травка,
Проползаю по канавкам.
Если ползать я устану,
Яркой бабочкою стану. (Гусеница)
Над цветами я кружу
И без устали жужжу.
Черно-желтый, полосатый,
Шестилапый и усатый. (Шмель)
Хорошо идут дела -
Я присела на цветок
И нектара набрала
В тонкий длинный хоботок.
Много у меня работы -
Нужно мне заполнить соты. (Пчела)
Не зверь, не птица,
А нос - как спица. (Комар)
Раньше куколкой была,
Под корой в мороз спала,
Но проснулась в теплом мае
И на крылышках летаю.
Эти крылышки легки,
Как цветные лоскутки. (Бабочка)
На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)
Не найдешь на белом свете
Силачей таких, как эти,
Трудовой такой семьи!
Кто же это? (Муравьи)
Под землею коридоры,
Переходов целых сто.
Там сидит хозяин в черном
Меховом своем пальто. (Крот)
Не солнце, не огонь,
А светит. (Светлячок)
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но ах!
Удрала, а хвост в руках! (Ящерица)
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком
И поделится медком. (Пчела)
На большой цветной ковер
Села эскадрилья -
То раскроет, то закроет
Расписные крылья. (Бабочки)
Не шмель, не пчела, а жалит. (Крапива)
Целый день везде летает,
Очень всем надоедает. (Муха)
Стихи
Пестрый веер луга
Луг раскинул пестрый веер около реки.
Кисти иван-чая, клевер,
Будто огоньки.
Шмель из норки вылетает, весело гудит,
Запах клевера вдыхает
И к цветам летит.
Нежно травка луговая
Смотрит на шмеля,
Улыбается живая
Матушка-земля!
***
На лугу, цветов - несчесть!
Васильки, ромашки есть,
Цвета зорьки алой,
В маках покрывало.
Колокольчик голубой,
Всем качает головой,
Милая букашка,
Села на ромашку.
Рады бабочки, шмели,
Что цветочки расцвели!
«Одуванчик»
Носит одуванчик.
Желтый сарафанчик
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Е. Серова.
Т. Голикова
Тысячелистник – пахнет сладко и смолисто,
В зонт бело - розовый собрал свои цветочки
На стебле – тысяча мельчайших листьев
Возьмите сосчитайте – это - точно!
Игры
Пластический этюд «Цветок»
Предложите детям «превратиться» в цветок, за которым вы наблюдали, и изобразить его в бутоне, распускающемся, тянущемся к солнышку, склоняющем головку под дождем, умывающемся росой, раскрывающем лепестки для насекомых и т.п.
Дидактическая игра «Расскажи о себе»
Предложите детям отправиться в волшебную страну цветов, где все «превращаются » в цветы, но в какие, никто не знает. О выбранном цветке ребенок должен составить загадку-описание, вспомнить все подробности внешнего вида, места произрастания. Использовать при описании жесты, пантомимику. Выигрывает тот, кто описал ярко, подробно, и смогли угадать цветок. Для описания нужно выбрать наиболее известные детям цветы. Для сравнения описания с внешним видом цветка можно использовать натуральные цветы или открытки и картинки с их изображением.
Дидактическая игра «Садовник»
Садовник. Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели, кроме... розы (называет определенный цветок).
Ребенок (играющий роль этого цветка). Я.
Садовник. Что такое?
Роза. Влюблена.
Садовник. В кого?
Роза. В ромашку.
Диалог по кругу продолжается до тех пор, пока кто-то не успеет быстро ответить «Я». Тогда водящий бежит за ребенком и салит его. Тот, кого осалили, становится садовником.
Игра с мячом «Я знаю пять цветов»
(по типу игры «Я знаю пять имен»)
Ребенок (отбивает о землю мяч и произносит). Я знаю пять названий луговых цветов: ромашка — раз, колокольчик — два, гвоздика — три и т.д.
Если ребенок сбивается или делает большую паузу, он проигрывает, и мяч передается другому.
Игра «Что умеет делать?»
Задать детям вопрос «Что умеет делать комар, пчела, муравей?», можно задать обобщающий вопрос «Кто умеет летать?, Кто умеет жужжать?, Кто умеет прыгать?».
Рассказы.
Стрекоза.
Стрекозы живут около воды: рек, ручьев, озёр. Летает стрекоза очень быстро, ловко уворачивается. Скорость такая, что мчащегося на велосипеде человека догнать может.
Стрекозы – охотники. У них отличное зрение. Стрекозы как вертолёты носятся над водоёмом в поисках добычи. Их добыча – мелкие комары, мошки. Большая стрекоза нападает на стрекозок поменьше. Не побрезгует гусеницей.
Когда стрекоза летит, ноги складывает домиком. Получается ловушка. Зазевался комар и попал в домик из её цепких лапок. Стрекоза сразу его в рот отправляет.
Стрекозы – красивые насекомые. Береги их. Они украшают природу.
Вопросы.
- Где обитают стрекозы?
- Что они едят?
- Как стрекоза охотится?
- Назови стрекозу ласково.
- Как назвать очень большую стрекозу, очень маленькую?..
- Чьи крылья у стрекозы?
Божья коровка.
Небольшой жук божья коровка известен всем. У неё есть два жёстких и прочных крыла жёлтого, оранжевого или красного цвета с чёрненькими точками. А под ними прячутся мягкие крылышки.
Верхние крылья для защиты. Нижние крылья для полёта. Надо божьей коровке полететь, верхние крылья поднимаются, нижние расправляются, и жук летит.
Не обижай божью коровку. Она – верный друг и помощник. В саду и в теплицах на растениях поселяются вредители – тли. Тли высасывают соки из листьев. Листья засыхают, сворачиваются и опадают.
А божья коровка поедает тлей, спасая растения. Божью коровку разводят специально и выпускают на огороды. Там она борется с тлями, помогая людям.
Вопросы.
- Зачем божьей коровке разные крылья?
- Что ест жук?
- Чем вредят тли растениям?
Муравьи.
В тёплое время года повсюду можно встретить муравьев. Бегают по своим муравьиным делам туда-сюда. Кажется, они такие мелкие и глупые. На самом деле муравьи – умные насекомые. Их мозг работает, как мощный компьютер. Так говорят учёные.
Муравьи – сильные насекомые. Муравей поднимает груз в 50 раз тяжелее его самого.
Маленький муравей не даст себя в обиду. Он брызгает на обидчиков муравьиной кислотой. Муравьиная кислота едкая. От неё даже бывают ожоги.
Людям муравьиная кислота не страшна. Но трогать муравьёв, разорять муравейники нельзя. Муравьи – полезные насекомые в лесу.
Вопросы.
- Как называется муравьиный дом?
- Как работает мозг муравья?
- Чем брызгает муравей на обидчиков?
- Назови муравья ласково.
- Как назвать очень большого муравья, очень маленького?..
- Чья голова у муравья?
Муха.
Муху знают все. Она вредная и назойливая. Жужжит, жужжит.
У мухи шесть ног и четыре крыла.
Крылья прозрачные. Два передних крыла для полёта. Задние крылья для равновесия в полёте. Они называются жужальца.
На ногах у мухи есть липучки. Они помогают мухе ползать даже вверх ногами.
Муха переносит разные болезни. Она ползает везде, и к лапкам прилипает грязь с микробами. Проползёт муха по чистому месту и оставит на нём микробов.
Вопросы.
- Где живёт муха?
- Какие у мухи крылья?
- Почему муха может ползать вверх ногами?
- Почему муха переносит разные болезни?
- Назови муху ласково.
- Как назвать очень большую муху, очень маленькую?
Бабочки.
Бабочки – красота природы. Их много вокруг. Окраска бабочек разная. Это радует наши глаза.
Бабочки бывают маленькие и большие. Их тело покрыто мелкими чешуйками.
Бабочки питаются нектаром цветов. Они пьют его хоботком. Весной, когда цветов ещё мало, бабочки пьют сок берёзы или клёна.
Вопросы
- Какого цвета бабочки?
- Какого они размера?
- Чем покрыто тело бабочек?
- Чем питаются бабочки?
Комар.
Отгадай загадку: "Серый. С двумя крыльями. Летит - звенит. Больно кусается." На голове у комара усы и хоботок. Комар звуков не издаёт. Звон идёт от комариных крыльев. Летит комар, а крылья тонко дребезжат. Получается звон.
Мы не любим комаров. Усядется комар на человека или животное, хоботком проткнёт кожу и кровь пьёт. Под кожу попадёт ядовитая комариная слюна. Из-за этого яда место укуса долго чешется. Комары летят на тепло. Вечерами и ночью тёплых животных найти проще. Кусают нас только комарихи. А комары пьют цветочный нектар. Их хоботки очень тонкие. Толстую кожу человека и шкуру животного они не прокусят.
Вопросы
- Сколько крыльев у комара?
- Какой звук издаёт комар, когда летит?
- Откуда этот звук?
- Чем питаются комары?
- Как комары находят кого укусить?
- Почему место укуса долго зудит и чешется?
- Назови комара ласково.
- Как назвать очень большого комара, очень маленького?..
- Чьи крылья у комара?
3 2
Релаксационные упражнения на свежем воздухе
Цель: развитие способности осознавать и выражать свои чувства, желания, привести тело к равновесию и гармонии, успокоиться.
Упражнение №1 «Воздушные шарики»
Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик . Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.
Упражнение №2 «Облака»
Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако . Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.
Упражнение №3 «Спящий котёнок»
Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают(садятся на корточки) У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).
Упражнение №4 «Шишки»
Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза)
Упражнение №5 «Холодно – жарко»
Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза).
Упражнение №6 «Улыбка»
Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).
Упражнение №7 «Бабочка»
Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).